Положение о службе внутреннего аудита (11.05.2015 г.)
«У Т В Е Р Ж Д Е Н О»
Наблюдательным советом
АО «Ташнефтегазстрой»
от «11» мая 2015г.
ПОЛОЖЕНИЕ о СЛУЖБЕ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
акционерного общества
«Ташнефтегазстрой»
(в новой редакции)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 2006 года № ПП-475 «О мерах по дальнейшему развитию рынка ценных бумаг» определяет основы организации работы внутреннего аудита акционерного общества «Ташнефтегазстрой» (далее " Общество").
2. В настоящем Положении используются следующие понятия:
внутренний аудит – деятельность отдела Общества (службы внутреннего аудита) по контролю и оценке работы исполнительного органа управления и структурных подразделений Общества путем проверок и мониторинга соблюдения ими актов законодательства Республики Узбекистан, учредительных и внутренних документов, обеспечения полноты и достоверности отражения данных в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, установленных правил и процедур осуществления хозяйственных операций, сохранности активов, а также внедрения принципов корпоративного управления;
служба внутреннего аудита – отдел Общества, осуществляющий внутренний аудит, создаваемый с учетом требований, установленных настоящим Положением, решением наблюдательного совета Общества.
II. Основные задачи и функции службы внутреннего аудита:
3. Оспенными задачами службы внутреннего аудита являются: обеспечение Наблюдательного совета достоверной информацией и подготовка предложений по совершенствованию деятельности Общества по результатам осуществления внутреннего аудита;
оперативное внесение Правлению Общества рекомендаций по устранению выявляемых в процессе внутреннего аудита недостатков, осуществление контроля за их устранением.
4. Основными функциями службы внутреннего аудита являются:
осуществление внутреннего аудита (ежеквартально и по итогам отчетного года) путем проведения соответствующих проверок по направлениям, указанным в пункте 12 настоящего Положения, в соответствии с ежегодно утверждаемым Наблюдательным советом Общества планом;
проведение экспертизы заключаемых хозяйственных договоров на предмет их соответствия требованиям законодательства;
оказание структурным подразделениям Общества методической помощи при ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности, консультирование их по вопросам финансового, налогового, банковского и иного законодательства;
оказание содействия Наблюдательному совету Общества в оценке предложений внешних аудиторских организаций, я также подготовка рекомендаций при выборе внешней аудиторской организации для проведения аудиторской проверки.
III. Права и обязанности службы внутреннего аудита
5. Служба внутреннего аудита имеет право;
получать документы Общества (приказы, распоряжения, решения органов управления, справки, расчеты, заверенные копии необходимых документов и другую документацию), устные и письменные объяснения от должностных и ответственных лиц Общества по вопросам, возникающим в ходе осуществления внутреннего аудита;
привлекать соответствующих специалистов Общества для оказания содействия в проведении внутреннего аудита.
Служба внутреннего аудита обязана:
соблюдать при осуществлении внутреннего аудита требования настоящего Положения и иных актов законодательства;
составлять отчеты в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13-18 настоящего Положения;
проверять достоверность показателей финансовой и статистической отчетности;
соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении внутреннего аудита;
в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о причинении предприятию убытков его должностными лицами и другими работниками, незамедлительно сообщать, об этом наблюдательному совету Общества и осуществлять соответствующую запись в аудиторском отчете;
участвовать в проведении инвентаризации активов и контроле за своевременностью ее осуществления в установленном законодательством порядке.
Служба внутреннего аудита может иметь и иные обязанности в соответствии с законодательством и учредительными документами Общества.
IV. Требования к службе внутреннего аудита.
6. Сотрудники службы внутреннего аудита должны отвечать одному из следующих требовании:
иметь квалификационный сертификат аудитора;
иметь высшее образование, полученное в высших образовательных учреждениях Республики Узбекистан, либо в образовательном учреждении иностранного государства и в соответствии с законодательством Республики Узбекистан признанное эквивалентным образованию в Республике Узбекистан, стаж практической работы (в том числе по совместительству) в сфере бухгалтерского учета, аудита, финансового или налогового контроля не менее двух лет из последних десяти;
7. Численность работников службы внутреннего аудита.
Численность работников службы внутреннего аудита устанавливается решением Наблюдательного Совета Общества и должна быть достаточной для эффективного достижения целей и решения задач внутреннего аудита.
При этом в штате службы внутреннего аудита должны состоять не менее 3 аудиторов, имеющих квалификационные сертификаты.
8. Службой внутреннего аудита руководит её руководитель, имеющий соответствующий сертификат аудитора.
Ежегодно руководитель службы внутреннего аудита составляет годовую смету расходов службы внутреннего аудита и представляет се наблюдательному совету Общества для утверждения.
9. Профессиональный уровень сотрудников службы внутреннего аудита должен поддерживаться посредством повышения их квалификации на систематической основе в образовательных учреждения, имеющих соответствующую лицензию.
10. Сотрудники службы внутреннего аудита подлежат ежегодной аттестации Наблюдательным советом Общества.
V. Независимость службы внутреннего аудита
11. Основными условиями независимости службы внутреннего аудита являются:
назначение и освобождение руководителя службы внутреннего аудита и её сотрудников от занимаемой должности, установление им размеров заработной платы и других выплат по решениям Наблюдательного совета Общества;
непосредственное подчинение Наблюдательному совету Общества.
VI. Требования к проведению внутреннего аудита и составлению сводного отчета по результатам его проведения
12. Внутренний аудит осуществляется только сотрудниками службы внутреннего аудита путем проведения проверок и мониторинга:
хода выполнения утвержденного бизнес-плана;
соблюдения принципов корпоративного управления;
состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
соблюдения законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
состояния активов;
состояния внутреннего контроля.
Наблюдательным советом могут быть определены иные направления осуществления проверок в соответствии с законодательством, исходя из профиля Общества,
13. По результатам проведенных проверок составляются соответствующие отчеты, подписываемые сотрудником (сотрудниками), непосредственно их проводившим.
При этом:
I) отчет о результатах проверки хода выполнения бизнес-плана должен включать:
анализ количественных и качественных показателей его выполнения;
описание выявленных причин в случае не обеспечения его выполнения, с персональным указанием виновных должностных лиц;
II} отчет о результатах проверки соблюдении принципов корпоративного управления должен включать:
анализ результативности принимаемых решений органами управления Общества, соблюдения законных прав и интересов его акционеров.
описание фактов нарушения законодательства в сфере корпоративного управления (соблюдение требований учредительных документов, проведение Общих собраний и заседаний Правления Общества, правильность начисления и своевременность выплаты дивидендов и т.д.);
III) отчет о результатах проверки состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности Общества должен включать:
оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
описание выявленных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности;
IV) отчет о результатах проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей должен включать:
оценку правильности составленных и представленных в соответствующие органы расчетов налогов и других обязательных платежей,
описание фактов нарушения установленного порядка исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, отклонений при определении налогооблагаемой базы;
V) отчет о результатах проверки соблюдения Обществом законодательства при осуществлении финансово-хозяйственных операций должен включать:
оценку соответствия законодательству осуществленных Обществом финансово-хозяйственных операций;
описание выявленных в ходе внутреннего аудита несоответствий законодательству осуществленных Обществом финансово-хозяйственных операций;
VI) отчет о результатах проверки состояния внутреннего контроля должен включать:
описание системы внутреннего контроля и имеющихся в её функционировании недостатков;
данные о состоянии исполнительской дисциплины в структурных подразделениях Общества, имеющихся недостатках в работе конкретных его сотрудников.
Результаты проверки состояния активов должны основываться на инвентаризации активов и включать сведения об их движении, фактическом наличии и сохранности.
Также все отчеты по проводимым проверкам должны содержать итоговую часть, включающую оценку деятельности Правления Общества и его структурных подразделений, рекомендации по устранению выявленных отклонений и нарушении, полный пакет подтверждающих документов.
14. По итогам проведенного внутреннего аудита, в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящего Положения, составляется сводный отчет, подписываемый руководителем службы внутреннего аудита.
15. Сводный отчет должен включать: - аналитическую часть;
- итоговую часть;
- полный пакет подтверждающих документов.
16. Аналитическая часть сводного отчета должна включать обобщенную информацию о результатах проверок, проведенных сотрудниками внутреннего аудита в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящего Положения.
17. Итоговая часть отчета должна содержать:
общую оценку деятельности Правления и структурных подразделений Общества, а также его ликвидности;
рекомендации службы внутреннего аудита по устранению выявленных отклонений и нарушений, а также обобщенные предложения по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности Общества,
совершенствованию корпоративного управления.
18. Сводный отчет должен быть подготовлен в течение 10 дней после завершения внутреннего аудита.
19. Сводные отчеты должны представляться непосредственно Наблюдательному совету Общества для рассмотрения и последующего утверждения им. Копии отчетов после их утверждения должны представляться Правлению Общества.
20. Правление Общества обязано принимать меры для устранения недостатков, выявленных в результате внутреннего аудита.
21. Служба внутреннего аудита должна установить контроль за своевременным и надлежащим исполнением мер по устранению нарушений, обнаруженных в ходе проверки, а также по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности Общества в целом.
VII. Ответственность службы внутреннего аудита
22. Сотрудники службы внутреннего аудита несут ответственность за:
искажение результатов проведенных ими проверок;
несоблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну Общества, которая была предоставлена им или стала известна в связи с выполнением ими служебных обязательств;
обеспечение сохранности и возврата полученных документов.
23. Служба внутреннего аудита отвечает за оценку принятых мер по устранению нарушений, обнаруженных в ходе аудиторской проверки, и по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности Общества.
24. Наблюдательный совет Общества ежеквартально заслушивает отчет службы внутреннего аудита о результатах проверок, с принятием мер по устранению выявленных недостатков и повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности Общества.